Классификация и характеристики подшипников

Классификация и характеристики подшипников

Подшипник - это техническое устройство, являющееся частью опоры, поддерживающей вал, ось или иную конструкцию, фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, колебания или линейное перемещение с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передает нагрузку на другие части конструкции.

Основные типы подшипников: подшипники качения, подшипники скольжения, газодинамические подшипники, гидростатические подшипники, магнитные подшипники. Основные типы применяемых в машиностроении - это подшипники качения и подшипники скольжения.

Бывают подшипники качения изготовленные без сепаратора. Такие подшипники имеют большое количество тел качения и большую грузоподъемность. Однако, предельная частота вращения бессепараторных подшипников значительно ниже вследствие повышенных моментов сопротивления вращению. Подшипники качения работают преимущественно на трение качения (есть только небольшие потери на трение скольжения между сепаратором и телами качения), поэтому по сравнению с подшипниками скольжения снижаются потери энергии на трение и уменьшается износ. Закрытые подшипники качения (с защитными шайбами) практически не требуют обслуживания (замены смазки), открытые - чувствительны к попаданию посторонних предметов, которые могут привести к быстрому разрушению подшипника.

Подшипники можно классифицировать по следующим признакам:

1) направлению воспринимаемой нагрузки по отношению к оси вала;

По этому признаку они разделяются на:

-радиальные подшипники,воспринимающие исключительно радиальную нагрузку;

-радиально-упорные подшипники,способные воспринимать комбинированные нагрузки,т.е. Радиальные и осевые одновременно или поочередно;

-упорные подшипники,воспринимающие только осевую нагрузку.

2) форме тел качения

Подшипники по этому признаку разделяются на шариковые и роликовые. Роликовые подшипники могут быть цилиндрическими (короткими, длинными и игольчатыми),коническими, бочкообразными (симметричными и асимметричными) и витыми.

3)числу рядов тел качения

По этому признаку подшипники разделяются на однорядные, двухрядные, четырехрядные и многорядные.

4)способности самоустановки

По данному конструктивно-эксплуатационному признаку подшипники подразделяются на несамоустанавливающиеся и самоустанавливающиеся (сферические).

Однако, эта классификация в определенной мере носит условный характер, так как много типов подшипников могут удовлетворять различные требования. Поэтому нет жестких правил в выборе типа подшипника. Кроме того, конструктору машины часто приходится принимать решения в условиях противоречивых требований.

Так, размеры подшипников по внешнему и внутреннему диаметрам приходится иногда подбирать по диаметрам отверстия корпуса или вала. Ограничения пространства в радиальном направлении заставляет применять игольчатые подшипники, а иногда даже комплект игольчатых роликов с сепаратором, используя вместо внешнего и внутреннего кольца корпусные детали машины. При ограничении пространства в осевом направлении используют подшипники с короткими цилиндрическими роликами.