Как выбрать подшипник ?

Как выбрать подшипник?

Правильный выбор подшипников качения повышает эффективность использования техники, экономит расход материалов на изготовление опор и обеспечивает надежную работу изделия. Наиболее существенными факторами, на которые стоит обращать внимание при выборе типа подшипника, являются следующие:

Пространство для размещения подшипника. Внутренний диаметр является одним из основных параметров  размеров подшипника, который определяется общей конструкцией механизма. В связи с этим, для валов различных диаметров применяются разные типы подшипников: для валов малого диаметра могут применяться все типы шариковых подшипников, а также игольчатый подшипник, для валов большого диаметра применяэтся шариковый и роликовый сферический подшипник. Если пространство ограничено в радиальном направлении, то выбираются подшипники с малым поперечным сечением серий диаметров 1, 7, 8, 9.  Игольчатый подшипник особенно целесообразно применять со штампованным наружным кольцом, без одного (или двух) колец. При ограниченном пространстве в осевом направлении используются однорядные шариковые подшипники и роликовые подшипники узких серий.

Величина и направление действия нагрузки. Величина и направление нагрузки - решающий фактор при выборе типа и размера подшипника. При небольших нагрузках и малых диаметрах валов чаще применяют шариковые подшипники, а для больших нагрузок и больших диаметров валов – роликовые подшипники, потому что они способны воспринимать большую нагрузку при равных габаритах с шариковыми подшипниками и имеют большую жесткость. Подшипники без сепаратора могут выдерживать большие нагрузки в сравнении с аналогичными по габаритным размерам шариковыми подшипниками сепараторної конструкции. По направлению действия различают 3 вида нагрузок: радиальное, осевое и комбинированное. Только радиальное нагрузки воспринимают игольчатые роликовые подшипники, подшипники с цилиндрическими роликами без бортов на одном из колец (маркировка подшипника - тип 2000 и 32000) и тороидальные подшипники. Другие радиальные подшипники в той или иной степени могут воспринимать осевую нагрузку. Только осевую нагрузку воспринимают упорные подшипники. При действии комбинированной нагрузки выбирают, в первую очередь, шариковые радиальные упорные подшипники и роликовые подшипники с коническими роликами. При этом величина осевой нагрузки, воспринимаемой подшипником, зависит от угла контакта. При увеличении угла контакта в подшипнике его осевая грузоподъемность повышается.

Наиболее пригодными для восприятия осевой нагрузки есть упорные, упорные радиальные и радиальные упорные шариковые подшипники. Радиальные упорные шариковые подшипники способны воспринимать односторонние осевые и радиальные нагрузки. В случае действия осевых нагрузок в обоих направлениях, применяются сдвоенные радиальные упорные шариковые подшипники.

В случае действия комбинированных нагрузок, когда радиальное и осевое нагрузки действуют одновременно, как правило, используются однорядные и сдвоенные (парные, дуплексы) радиальные упорные шариковые подшипники. Могут также использоваться роликовые подшипники с цилиндрическими роликами (маркировка подшипника - тип 12000, 42000, 52000, 62000, 92000).

Скорость и точность вращения. Для работы в узлах с высокими скоростями вращения используют шариковые подшипники, если нагрузки только радиальное, а в случаях комбинированного действия нагрузки - радиальные упорные. Одним из основных путей создания высокоскоростных подшипников является снижение массы тел качения с целью уменьшения центробежных сил. Конструктивно это реализуется через уменьшение размеров тел качения с одновременным увеличением их количества в подшипнике. Для увеличения быстроходности и точности вращения необходимо использовать подшипники, изготовленные с повышенной точностью поверхностей качения.

Несоосность вала и корпуса. Отсутствие необходимой соосности мест посадки под подшипники в общем корпусе, вызывает перекос подшипников, которые монтируются на одном валу. Это приводит к изгибу вала и повышение динамических нагрузок на подшипники. Для обеспечения работоспособности подшипников в таких условиях рекомендуется применять самоустанавливающиеся шариковые подшипники, а при больших нагрузках - сферические роликовые подшипники.