Роликовые подшипники: типы и особенности работы

Роликовые подшипники: типы и особенности работы

1. Тип 2000 - Цилиндрические роликовые подшипники - предназначены для восприятия значительных радиальных нагрузок, и только некоторые из них дополнительно воспринимают кратковременные небольшие осевые нагрузки. По быстроходности эти подшипники почти не уступают радиальным однорядным шариковым подшипникам. Требуют точного сопоставление посадочных мест. Подшипники с цилиндрическими роликами могут быть различными по конструкции в зависимости от наличия и расположения бортиков на внешних и внутренних кольцах. Изготавливаются подшипники с короткими цилиндрическими роликами со штампованными, сплошными, пластмассовыми сепараторами или безсепараторные, однорядные, двухрядные или многорядные. Штампованные сепараторы изготавливаются из низкоуглеродистой стали, сплошные - из латуни или сплавов алюминия, пластмассовые - из полиамида. Для снижения краевых нагрузок используют ролики со скосами или ролики, которые имеют выпуклый профиль образующей поверхности качения. Безсепараторні подшипники выдерживают максимальные нагрузки за счет полного заполнения роликами.

Цилиндрические роликоподшипники изготавливаются 0,6 и 5 классов точности  и используются в узлах и механизмах общего машиностроения, автомобильной промышленности и металлургии. Подшипники типа 3182000, 4162000, 3282000 и 4262000 изготавливаются по 2 и 4 классах точности и используются в станкостроении.

         

2. Тип 4000 - Игольчатые подшипники - это подшипники с цилиндрическими роликами малого диаметра, которые при этом имеют значительную длину по отношению к их диаметру. Игольчатые роликовые подшипники имеют, при минимальных радиальных габаритах, максимальную радиальную грузоподъемность. Осевые нагрузки игольчатые подшипники воспринимать не могут. Игольчатые ролики на концах имеют округления и возникающий, в результате этого, линейный контакт между игольчатыми роликами и дорожками уменьшает кромочное напряжение, что порождает повреждение подшипников. За допустимыми скоростями вращения безсепараторные игольчатые подшипники уступают обычным роликовым подшипникам, но они хорошо работают в условиях колебания одного из колец, при малой амплитуде и высокой частоте колебания. Они весьма чувствительны к прогибам и несоответствии посадочных мест.

             

3. Тип 3000 - Сферические подшипники - предназначены для восприятия тяжелых радиальных нагрузок, но могут одновременно воспринимать и осевую нагрузку, действующую в обоих направлениях и не превышающую 25% величины неиспользованной допустимой радиальной нагрузки. Они могут компенсировать значительную несоосность, которая появляется в результате прогиба вала под действием нагрузки, а также вследствие технических погрешностей при обработке посадочной поверхности или сборки узла. Работоспособность подшипников сохраняется при перекосах оси внутреннего кольца относительно оси наружного кольца до 2 градусов. Фиксируют вал в осевом направлены в две стороны в пределах имеющихся осевых зазоров. Подшипники изготавливаются с асимметричными и симметричными роликами, с цилиндрическими и коническими отверстиями внутреннего кольца, с закрепленными и стяжными втулками. Используются в опорах узлов и механизмов, где действуют большие радиальные нагрузки и неизбежна несоосность посадочных мест. Это мощные насосы, вентиляторы, редукторы, а также лесопильные рамы, прокатные станки.

          

4. Тип 7000 - Конические подшипники - принимают радиальные и осевые нагрузки. Способность принимать осевые нагрузки зависит от угла контакта дорожки качения наружного кольца. При его увеличении осевая грузоподъемность увеличивается, при этом уменьшается радиальная. Допустимые частоты вращения конических роликовых подшипников по сравнению с подшипниками, имеющими цилиндрические ролики, значительно ниже, они примерно такие же, как у сферических подшипниках. Конические подшипники разъемные, что позволяет производить раздельный монтаж и демонтаж наружных и внутренних колец с комплектом роликов. Вместе с основной конструкцией конических подшипников (тип 7000) изготавливаются подшипники следующих разновидностей:

  • тип 67000 – с упорным бортиком на наружном кольцом, наличие бортика позволяет осуществлять сквозную расточку корпуса, не создавая в нем заплечиков;
  • тип 27000 - с большим углом конуса наружных колец, они хорошо работают при больших осевых нагрузках;
  • тип 97000 - двухрядные;
  • тип 537000 - двухрядные с утолщенным наружным кольцом, применяют в качестве упорных роликов прокатного, литейного и другого оборудования;
  • тип 77000 – четырехрядные.