Большая поставка подшипников BBC-R. Обновление склада.

Условное обозначение подшипников по системе ГОСТ

Условное обозначение подшипников по системе ГОСТ

Основное обозначение за ГОСТ 3189 в общем случае, состоит из 7 цифр, значение которых приведено ниже. При этом часть обозначения, которое состоит из нулей, которые находятся к первой цифре со значением, не указывается. Поэтому при обозначении подшипника 80206 имеется в виду основное обозначение - 0080206, где справа налево: «06» - внутренний диаметр 30мм (6 = 30:5), «2» - вторая серия диаметров, «0» - тип шариковый радиальный, «08» - конструктивное выполнение (с двумя защитными шайбами), «0» - нулевая серия ширин.

Основное условное обозначение (без дополнительного) характеризует основное выполнение подшипника и значит, что подшипник:

  • с кольцами и телами качения из подшипниковой стали ШХ - 15;
  • класса точности 0 по ГОСТ 520;
  • с сепаратором, установленным для основного конструктивного исполнения в соответствии с отраслевой документацией.

Порядок расположения знаков основного условного обозначения отвечает одной из следующих схем:

  • для подшипников с внутренним диаметром до 10 мм, (d<10) кроме подшипников с внутренним диаметром 0,6; 1,5; 2,5 мм.

Очередность знаков: 7654321, где (1) - внутренний диаметр, (2) - серия диаметров, (3) - цифра 0, (4) - тип подшипника, (56) - конструктивная разновидность, (7) - серия ширин.

  • для подшипников с внутренним диаметром от 10 мм и больше, (d≥10) кроме подшипников с внутренним диаметром 22; 28; 32; 500 мм и больше.

Очередность знаков 7654321, где (21) - внутренний диаметр, (3) - серия диаметров, (4) - тип подшипника, (65) - конструктивная разновидность, (7) - серия ширин.

В приведенных схемах используют такие варианты обозначения внутреннего диаметра подшипников:

- для внутренних диаметров от 1 до 9 мм, выраженные целым числом, отражаются цифрой равной номинальному диаметру;

- для внутренних диаметров 10, 12, 15, 17 мм - цифрами соответственно 00, 01, 02, 03;

- для внутренних диаметров от 20 до 495 мм, кратные 5, - двузначными цифрами, полученными от деления номинального диаметра подшипника на 5;

- для внутренних диаметров равных 0,6; 1,5; 2,5; 22; 28; 32 мм, а также от 500 до 2000 мм, - числом, равным номинальному диаметру, отделенным знаком дроби от других знаков основного условного обозначения, например 10079/560.

Если внутренний диаметр подшипника дробное число в диапазоне до 10 мм, то ему присваивается знак обозначения ближайшего целого числа, и при этом на втором месте ставится цифра 5.

Если внутренний диаметр подшипника в диапазоне 10.....19 мм и отличается от 10, 12, 15 и 17 мм, то ему присваивается обозначения ближайшего из отмеченных диаметров, при этом на третьем месте основного обозначения подшипника ставят цифру 9.

Внутренние диаметры от 20 до 495 мм, выраженные дробью или целым числом, но не кратным 5, отражаются целой приближенной частью от деления значения диаметра на 5. В условном обозначении таких подшипников третьем месте ставится цифра 9.

Маркировка подшипника

Серия подшипника

Соединения серии диаметров и серии ширин (высот) образуют размерную серию подшипника. Наименование размерных серий и обозначение серий диаметров и ширин (высот):

Серии диаметров: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0

Серии ширин и высот: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Подшипники, что имеют в обозначении серии диаметров знаки 6 или 7, являются нестандартными по внутреннему диаметру или по ширине (размеры не отвечают ГОСТ 3478, неопределенная серия), знаки 7 или 8 - нестандартные по внешнему диаметру или ширине. Такие подшипники не имеют в обозначении седьмого знака (серии ширин).

Тип подшипника

Четвертый знак в основном условном обозначении указывает тип подшипника (направление допустимой нагрузки и форму тел качения). Обозначение типов подшипников качения следующее:

0 - радиальный шариковый (цифра проставляется, лишь если основное условное обозначение состоит из пяти и больше цифр), например 180205, 204;

1 - радиальный шариковый сферический, например, 1007;

2 - радиальный роликовый с короткими цилиндровыми роликами, например, 2206;

3 - радиальный роликовый сферический, например, 3636;

4 - радиальный роликовый игольчатый или с длинными цилиндровыми роликами, например, 4024107;

5 - радиальный роликовый с витыми роликами, например, 5220;

6 - радиально упорный шариковый, например, 46204;

7 - радиально упорный роликовый конический, например, 7520;

8 - упорный или упорно радиальный шариковый, например, 8703;

9 - упорный или упорно радиальный роликовый, например, 9102, 9039415.

Дополнительные знаки условного обозначения

Расшифровка и порядок расположения знаков, обозначающих дополнительные требования, соответствуют следующей схеме: ХХХХ ХХХХХХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХХ ХХ, где ХХХХ ( дополнительные знаки слева) первый Х слева направо - I категория, второй Х - II момент трения, трей Х - III радиальный зазор, четвертый Х - IV класс точности.

ХХХХХХХ - основной обозначения.

ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХХ ХХ ( дополнительные знаки справа), где двенадцатый и тринадцатый - V конструкция подшипника, подшипник повышенной грузоподъемности, четырнадцатый и пятнадцатый - VI материал деталей, шестнадцатый и семнадцатый - VII конструктивные изменения, восемнадцатый и девятнадцатый - VIII роликовые подшипники с модифицированным контактом, двадцатый и двадцать первый - IX специальные технические требования, двадцать второй и двадцать третий - X требования к температуре отпуска, двадцать четвертый, двадцать пятый и двадцать шестой - XI смазочные материалы, двадцать седьмой и двадцать восьмой - XII требования по уровню вибрации.

  • Дополнительные знаки слева от основного условного обозначения означают следующее:

I Категория – буква А или В помечает наличие дополнительных технических требований, установленных в технических условиях на подшипники категорий А, В, С или в утвержденной в установленном порядке конструкторской документации. К категории С относятся подшипники без дополнительных требований и литера «С» в обозначении не проставляется. Знаки, проставленные перед обозначением категории А и В, помечают дополнительные технические требования;

II Момент трения – цифра 1, 2, 3 ... помечает норму момента трения. При этом в условном обозначении радиально-упорных и радиальных однорядных подшипников с радиальным зазором по нормальной группе на месте обозначения радиального зазора проставляется буква М;

III Радиальный зазор – цифра 1, 2, 3... обозначает группу радиальных (осевых) зазоров за ГОСТ 21810, в соответствии с которым каждая группа подшипников может иметь одну нормальную и несколько дополнительных групп зазоров. Специальные требования, отличающиеся от указанного Госта обозначаются буквой «Н». Нормальная группа радиального зазора в обозначении не проставляется;

IV Класс точности – отражается 8, 7, 0, Х(6Х), 6, 5, 4, 2, Т и характеризует в порядке повышения точности величину предельного отклонения размеров, формы и взаиморасположения поверхностей подшипников (ГОСТ 520). При этом класс точности 0 является нормальным, а 7 и 8 - сниженными. Класс точности 0 при отсутствии других дополнительных обозначений не указывается. Буква “В”, которая стоит после знака класса точности, означает повышенную точность конических роликовых подшипников по монтажной высоте.

  • Дополнительные знаки справа от основного условного обозначения означают следующее:

V Конструкция подшипника – буква Н помечает:

1. радиальный роликовый двурядный сферический подшипник с кольцевой проточкой и отверстиями для смазки за ГОСТ 5721, ГОСТ 24696 и ГОСТ 24850;

2. радиальный роликовый подшипник с короткими цилиндровыми роликами и габаритами за ГОСТ 5577;

3. упорный шариковый одинарный или двойной подшипник с размерами диаметра свободного кольца за ГОСТ 7872;

Подшипник повышенной грузоподъемности отражаются буквой А.

VI Материал деталей – обозначение (цифра означает послидуючи выполнение):

Ю, Ю1... - все или часть деталей подшипника изготовленные из нержавеющей стали;

Э,Э1... - детали подшипника изготовленные из стали марки ШХ со специальными присадками (ванадий, кобальт но др.);

Х, Х1... - кольца (в т.о. одно из колец) и тела качения подшипников изготовлены из цементируемой стали;

Р, Р1... - детали подшипника изготовлены из теплостойких (швидкорижучих) марок сталей;

Г, Г1... - сепаратор подшипника изготовлен из черных металлов;

Б, Б1... - сепаратор подшипника изготовлен из безолов’янистой бронзы;

Д, Д1... - сепаратор подшипника изготовлен из алюминиевого сплава;

Е, Е1... - сепаратор подшипника изготовлен из пластичных материалов (полиамид, эбонит);

Л, Л1... - сепаратор подшипника изготовлен из латуни;

Я, Я1... - детали подшипника изготовлены из ридкоприминяемих материалов (твердых сплавов керамики, стекла, но др.);

Н, Н1... - кольца (в т.ч. одно из колец) и тела качения подшипников изготовлены из модифицированной жаропрочной стали (кроме подшипников радиальных роликовых сферических двурядных).

VII Конструктивные изменения обозначаются К, К1... с цифрами в порядке выполнения. Для роликовых цилиндрических подшипников “К” значит стальной штампованный сепаратор. Для шариковых радиально-упорных подшипников К, К6 и К7 определяет ГОСТ 832;

VIII Роликовые подшипники с модифицированным контактом отражаются М, М1... с цифрами в порядке выполнения:

IX Специальные технические требования обозначаются буквой У, У1 ... с цифрами в порядке выполнения и означают более жесткие требования по шероховатости, по точности вращения и других параметрах.

X Требования к температуре отпускаТ, Т1 ... Т4 – обозначение температуры стабилизирующего отпуска (160,180, 200, 250, 300°С соответственно) при изготовлении подшипника;

XI Смазочные материалы обозначаются С1, С2...С27 и определяют виды смазочных материалов для подшипников закрытого типа; Подшипники, заполненные смазкой ЦИАТИМ-201 дополнительного обозначения не имеют.

XII Требования за уровнем вибрации отражаются Ш, Ш1 ... Ш5 и определяют уровень вибрации. С ростом цифрового индекса величина уровня вибрации уменьшается.

  • Обозначение игольчатых подшипников

Кроме стандартного обозначения, некоторые игольчатые подшипники имеют условное обозначение в виде трех множителей. При этом числовые значения множителей определяют внутренний диаметр, внешний диаметр и ширину подшипника, в мм в порядке перечисления. Буква, которая стоит в конце обозначения, обозначает материал сепаратора, буквы, которые стоят перед множителями, - конструктивная разновидность подшипника, например:

К – подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без колец, например, К25х30х10Д;

ИК - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный с сепаратором, например, ИК15х27х16;

ИКВ - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без внутреннего кольца, с канавкой и отверстием для смазки, с сепаратором, например, ИКВ45х55х16Е;

КК - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами двурядный без колец, например, КК20х26х34Е;

КВК - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без колец, для опор поршневых пальцев, например, КВК12х16х13Г;

КСК - подшипник радиальный роликовый с игольчатыми роликами однорядный без колец, для опор кривошипно-шатунного механизма, например, КСК18х24х13Г;

АК - подшипник упорный одинарный с игольчатыми роликами без колец, например, АК28,8х45,5х3Е.

Цифра, которая стоит слева от условного обозначения, отображает степень точности роликов (2, 3, 5) за ГОСТ 6870, например, 3КК30х35х46Е. Степень точности 2 в обозначении не проставляется.

Роликовый игольчатый подшипник (РИП) для линейного перемещения имеет отдельное обозначение, например, РИП 2010. Первые две цифры слева помечают диаметр ролика (2,0 мм), последние - ширину подшипника (10мм).

Согласно ГОСТ 46290 производятся подшипники конструктивной разновидности РИК... (Роликовые Игольчатые Комбинированные) 4 классу точности с сепараторами из латуни (Л) и пластичных материалов (Е). В цифровой части основного обозначения первые две цифры - это значение внутреннего диаметра, а следующие две или три цифры - диаметр внешнего кольца. Пример: 4-РИК2052Л - внутренний диаметр - 20 мм, внешний диаметр - 52 мм, класс точности, - 4, сепаратор-латунний (Л).

Наибольшее распространение среди подшипников, которые обозначаются согласно ГОСТ 4060, получили подшипники со сквозным отверстием без сепаратора - 940/00, НК000000. Для этих подшипников установлены два класса точности: I-й класс точности указывается перед основным обозначением и отделяется знаком тире, а класс точности II-й в условном обозначении не указывается. Буквой «К» в дополнительном обозначении, расположенном после основного, обозначается наличие отверстия для смазки.

Подшипники 940/00 обычно выпускаются трех размерных серий - 941/00, 942/00, 943/00. После дроби указывается внутренний диаметр подшипника по роликам. Пример: I - 943/25К - подшипник размерной серии 943 с отверстием для смазки (К), внутренний диаметр 25 мм, класс точности I.

В обозначении подшипников НК000000 последовательно приведены его размеры. Пример: НК222812 - внутренний диаметр 22 мм, внешний диаметр 28 мм, ширина 12 мм, класс точности II (не указывается).

  •  Обозначение шарнирных подшипников за ГОСТ 3635

Основное обозначение подшипника в общем случае содержит обозначение конструктивной разновидности и величину внутреннего диаметра шарнирного подшипника, кроме того слева проставляют также и соразмерную серию (цифрой или буквой). Размерная серия 7 в условном обозначении не проставляется. Для этого типа подшипников установлены 1-я и 2-я степени точности. 1-я степень точности указывается перед основным обозначением и отделяется знаком тире. Степень точности 2 в обозначении не проставляется.

Обозначения основных типов и конструктивных разновидностей шарнирных подшипников:

Ш – шарнирный подшипник для подвижных соединений без отверстий и канавок для смазки;

ШМ - шарнирный подшипник для неподвижных соединений без отверстий и канавок для смазки;

ШС - шарнирный подшипник для неподвижных соединений с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем кольце;

ШСЛ - модификация подшипника ШС с разъемом внешнего кольца в продольном направлении;

ШСП - модификация подшипника ШС с прорезью на внешним кольце;

ШСР - модификация подшипника ШС с разъемом внешнего кольца в поперечном направлении.

Цифра, которая стоит поперед обозначением типа подшипника (2ШС..., ШС...) значит серию ширин и диаметров, что отличается от основного выполнения. Буква “К”, которая стоит в конце обозначения помечает подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем и внешнем кольцах, например, ШС40К.

Условная маркировка подшипников наносится на торце колец методом клеймения, пищеварения, или электроискровым способом, а на внешней поверхности внешнего кольца - электрохимическим травлением. Условная маркировка подшипников на кольцах подшипника не наносится в ряде случаев для миниатюрных и прецизионных подшипников, указывая их в сопроводительной документации и на упаковке.